Как создать правильную форму дороги: выбор автогрейдера и режим работ

Ремонт и содержание грунтовых дорог отлично от других покрытий. Например, использующие их тяжелые грузовые машины с более высоким давлением шин, а также более тяжелое сельскохозяйственное, горнодобывающее и лесозаготовительное оборудование увеличивают нагрузку на поверхность дороги, также как и на асфальтное полотно. Но то время как асфальтовые дороги конструируются с все большей толщиной и качеством фундамента и полотна, грунтовые остаются практически теми же, какими были 30, 40 и 50 лет назад.
Что приводит к проблемам в их содержании. В таких условиях необходимо обращать больше внимания на два главных компонента в обслуживании дорог с грунтовым покрытием: использование автогрейдера и выбор качества покрытия. Каждый из них одинаково важен. Впрочем, правильное использование автогрейдера для формирования и поддержания правильной формы покрытия имеет первоочередное значение.

Поддержание формы таких дорог – постоянная проблема для оператора автогрейдера. В то время как большая часть асфальтированных дорог сохраняет свою форму в течение длительных периодов времени, у грунтовых дорог она меняется постоянно. Автомобильный трафик непрерывно вытесняет гравийное покрытие. И свободный материал часто скапливается между колеями, а также смещается к краям проезжей части. Поэтому необходима регулярная проработка поверхности грейдерным отвалом для восстановления формы покрытия. Частота таких работ зависит от качества гравия, типа трафика и погодных условий, и их излишняя отсрочка может дорого обойтись. Важнейшие задачи для оператора автогрейдера: избегать создания высокой обочины или «вторичного рва» на вершине дороги, и сохранять правильную выпуклость дорожной поверхности.

Высокая обочина может возникнуть по нескольким причинам. Наиболее часто это происходит из-за того, что гравий, смещенный в сторону обочины, оседает там вместе с появляющейся растительностью. Такую ситуацию очень трудно исправить с помощью грейдера. Лучше всего это выполнять весной, когда растительность в обочинах находится в состоянии покоя. Этот способ еще известен, как «протяжка обочины», и является неплохой операцией для обслуживания дороги автогрейдером. В большинстве регионов растительный покров затем быстро восстанавливается. Но нужно заботиться, чтобы не привнести слишком много плодородного слоя на дорожную поверхность, тем самым создав насыпной вал. Еще одна распространенная причина появления высокой обочины – слишком маленький наклон или угол поворота грейдерного отвала. Это позволяет материалу «обтекать» верхнюю грань отвала грейдера и создавать проблемную зону. Другая причина – проход по обочине без контроля за линией края проезжей части.

Возможно, одной из наиболее противоречивых частей в обслуживании и поддержке состояния грунтовых дорог является создание необходимой формы дорожной поверхности. В то время, как для асфальтированных дорог установлен стандарт по выпуклости в 2%, для грунтовых, на основании многолетнего опыта, считается правильным — 4%. И хоть от этого значения можно отклоняться, слишком малый или высокий показатель формы приведет к негативным последствиям.

В дополнение к показателю выпуклости важна проблема выбора правильной профиля поверхности. У многих грунтовых дорог поверхности имеют параболическую (или круглую) форму. Это возникает из-за неправильной последовательности проходов грейдера, особенно при проработке середины проезжей части. В то же время еще более важной причиной является износ, проявляющийся по центру режущей кромки грейдерного отвала. Он будет развиваться при любых операциях грейдера и без контроля приведет к круглой или параболической форме дорожной поверхности, при которой высота центра проезжей части меньше, чем ее краях.

Это ведет к двум проблемам. Водители будут стремиться ехать посередине дороги, насколько не была бы широка проезжая часть, так как центральная часть дороги будет сравнительно ровной. А также из-за ограниченного дренажа в этих областях возможно образование выбоин, промоин и повышенная волнистость дорожного покрытия. Опытные грейдерные операторы уделяют повышенное внимание этому вопросу и стараются держать режущие кромки отвалов в правильном положении. В последние годы на рынке появились ножи для грейдеров с твердосплавными пластинами или карбидными вставками. Использование такого оборудования может быть довольно успешным, так как твердосплавный инструмент одинаково стоек к абразивному износу и износу центральной части отвала. И хоть кабрид довольно дорог, все переплаты часто компенсируются более долгим противодействием износу. Правильная форма проезжей части похожа на букву «А» или крышу дома с прямой линией для дренирования поверхности от центральной линии к обочине. Все это – довольно сложная задача, поэтому опытный и образованный оператор автогрейдера является ценным активом для любой компании или предприятия.
Читать далее.

_____________________________________________________________________________________________________________________________
Для справки! При обустройстве каменистых и грунтовых автодорог рабочее оборудование грейдера подвергается максимальному износу, что приводит к необходимости более частого проведения ремонта грейдерного отвала, ТО и таких работ как замена ножей. Кроме того, вследствие усиленного износа протекторов возникает необходимость использования автошин с повышенной износостойкостью (многослойные шины), либо более частой замены автошин грейдера.


© ООО "Магистраль", 2017 г. 152908, Ярославская обл., Рыбинский район, п. Забава, д. 3 Тел.: (4855) 25-80-80
Создание: WebGraphic Продвижение сайта, хостинг