С недавних пор сектор строительства дорожной инфраструктуры в Индии заметно оживился. На первых полосах изданий регулярно освещаются вопросы экономического роста и спада наряду с негативными статьями, касающимися отвода земель, коррупции, бюрократических проволочек при принятии решений о начале проектов, сложностей в подборе участников тендеров в определенных областях и т. п. При этом нельзя отрицать тот факт, что одним из основных вопросов по-прежнему является развитие дорожной инфраструктуры, поскольку ни одно из правительств не способно обеспечить экономический рост при отсутствии дорожной сети международного уровня. Это понимают все чередующиеся одно за другим правительства, и, соответственно, они уделяют этому вопросу особое внимание. Тот факт, что и нынешнее правительство имеет серьезные планы в отношении дорожных проектов, находит свое подтверждение в жестких сроках реализации основных инфраструктурных проектов, установленных премьер-министром Манмоханом Сингхом. В опубликованном недавно пресс-релизе Администрации премьер-министра указано, что срок реализации крупнейших инфраструктурных проектов, таких как участок надземной железной дороги в районе Мумбая и 16 других проектов, запланирован на март 2014 г. Три проекта строительства скоростных дорог – Дели – Меерут, Мумбай – Вадодара и Восточной окружной скоростной дороги – входят в число крупнейших инфраструктурных проектов. И это не считая поддержки, оказываемой ряду других проектов в разных уголках страны. Проект под названием «Прадхан Мантри Грамин Саадак Йоджана» (Pradhan Mantri Gramin Sadak Yojana (PMGSY)) тоже внес свою лепту в ускорение дорожных работ в сельской местности Индии. Все это не может не вызывать оптимизма у изготовителей грунтовых катков.
На рынке грунтовых катков в Индии прослеживается уверенный рост. За последние несколько лет здесь продавалось порядка 3500 единиц катков ежегодно, из которых примерно 50 % составляли грунтовые катки. Вне зависимости от того, идет ли речь об уплотнителях асфальтового покрытия или о грунтовых катках, основное внимание изготовители уделяют технике, способной обеспечить оптимальное уплотнение за минимальное количество проходов. Если раньше на индийском рынке техники для уплотнения покрытий преобладали катки статического действия, то в настоящее время отмечается тенденция к переходу на технику с возможностью вибрационного трамбования. В процессе использования такой технологии в почву поступают упругие волны в различных направлениях, в результате чего происходит уплотнение частиц. Как и в случае использования других типов строительной техники, подрядчики понимают, что более высокие первоначальные капитальные затраты обязательно окупятся в конченом итоге, особенно с учетом экономии, получаемой за счет меньшего количества проходов. Изготовители также стремятся выпускать технику с пониженным расходом топлива, требующую минимальных затрат на техобслуживание, что тоже не может не радовать подрядчиков. По мере ужесточения конкуренции поставщики работают над тем, чтобы их продукция идеально подходила для работы в условиях Индии, где, как правило, техника подвергается большему количеству рабочих циклов по сравнению с развитыми странами. Глобальные игроки, вышедшие на индийский рынок, получают обратную связь от конечных пользователей и направляют свой научно-технический потенциал на создание техники, приспособленной для работы в индийских условиях.
Жесткая конкуренция
Стремительно развивающийся рынок Индии сегодня выглядит привлекательным для почти всех крупных изготовителей трамбовочной техники. Конкуренция возрастает с каждым днем, и для привлечения заказчиков поставщики уделяют внимание инновационным технологиям и продукции. В настоящее время большое значение также имеют экологичность двигателей и расход топлива. Данная тенденция отлично прослеживается на примере модели VM115, предлагаемой компанией JCB India. Каток оснащен двигателем ecoMAX, а прочный шарнир и надежная рама обеспечивают превосходную устойчивость. Грунтовый каток данной модели оснащен заниженным капотом, что обеспечивает оператору возможность отличного заднего и кругового обзора, а также удобной приборной доской с широким набором функций.
Компания Wirtgen India, признанный лидер на рынке техники для дорожного строительства, изготавливает на своем заводе недалеко от Пуны грунтовые катки серии 311. Каток серии 311 с 3-точечным поворотным соединением для повышения удобства передвижения и гидрообъемной системой рулевого управления, выпускаемый в рамках модельного ряда Hamm, обладает преимуществами за счет простого техобслуживания. Сердцем 11-тонного грунтового катка является мощный 4-цилиндровый дизельный двигатель Cummins. Благодаря 3-точечному маятниковому кардану обеспечиваются превосходные характеристики рулевого управления и путевой устойчивости.
Еще одной компанией, вышедшей за короткое время на индийский рынок, является Case India. Компания выпускает вибрационные грунтовые катки следующих моделей: Case 1107 DX, Case 1107 DX-D и Case 1107 DX-PD. Все эти модели, оснащенные мощным двигателем в 105 л. с., идеально приспособлены для работ в условиях Индии. Вибрационные грунтовые катки производства компании Case India характеризуются пониженным расходом топлива и возможностью кругового обзора, а также имеют оптимальные характеристики трамбования за меньшее количество проходов.
Компания Liugong India тоже вышла на рынок со своим вибрационным грунтовым катком CLG611H BSIII, созданным с учетом особых условий эксплуатации в Индии. Кабина катка обеспечивает улучшенный обзор и оснащена эргономичными органами управления. Вибрация, передаваемая на оператора, снижена за счет резиновых амортизаторов.
Еще одним крупным глобальным поставщиком вибрационных грунтовых катков на индийский рынок является компания Caterpillar Inc. (CAT). Поставляемые компанией CAT катки отличаются высокой производительностью и скоростью трамбования, а также способностью преодолевать уклоны. Модели продукции компании CAT поставляются в диапазоне рабочих весов от 7240 кг до 18 843 кг. Ширина полосы трамбования варьируется от 1676 мм до 2134 мм, а полная мощность моделей находится в диапазоне от 75 кВт до 130 кВт.
Крупным участником рынка также является компания Volvo CE, поставляющая грунтовые катки для различных областей применения, в т. ч. строительства скоростных дорог, инженерных коммуникаций, конструкций для удержания воды, а также для подготовки больших площадок для строительства жилых, коммерческих и промышленных объектов. Модельный ряд поставляемой продукции включает в себя SD70, SD110, SD160 и SD200 производительностью от 5 тонн до 15 и более тонн.
К другим важным участникам данного сегмента рынка можно отнести компанию Escorts Construction Equipment (ECEL), поставляющую грунтовые катки производительностью от 10 тонн до 12 тонн. С учетом того, что в ближайшие несколько лет ожидается дальнейший рост спроса на такую технику в результате оказываемой поддержки проектов дорожного строительства, в ближайшей перспективе на рынке могут появиться несколько новых моделей.
Широкий выбор
Хотя еще совсем недавно изготовители строительной техники переживали непростые времена, предприятия полны оптимизма. В наибольшей степени это относится к изготовителям техники для дорожного строительства ввиду признаков оживления данного сегмента. Что касается вибрационных грунтовых катков, спрос на данную продукцию прослеживается и в других областях строительства, например, в области строительства жилых комплексов и коммерческих объектов, а также взлетно-посадочных полос в аэропортах. С учетом высоких стандартов качества, предъявляемых к строительству дорог, в ближайшее время должен увеличиться объем использования техники для трамбования грунта. Ожидается, что правительство примет меры по оптимизации расходов и обеспечению притока новых инвестиций в дорожную инфраструктуру, в связи с чем в этом году предполагается увеличение количества проектов дорожного строительства.
В связи с ростом конкуренции перед изготовителями техники стоят задачи по внедрению инновационных технологий. Появление крупных глобальных изготовителей на рынке дорожной техники привносит ряд положительных аспектов, поскольку это подразумевает использование новейших технологий. Наглядным примером является создание инструментов для измерения качества трамбования, причем как в отношении техники для трамбования грунта, так и асфальта. Аналогично, гораздо больше внимания уделяется комфорту оператора для повышения производительности техники. Данные тенденции могут означать, что в ближайшее время на рынке ожидается конкуренция не столько цен, сколько технологий. Все это работает на благо индийского заказчика, поскольку у него теперь имеется более широкий выбор. Закрепившись на индийском рынке, основные участники в ближайшие годы могут улучшить свои позиции за счет поставок новых моделей техники.
В России рынок грунтовых катков достаточно широк. Лидерами среди зарубежных поставщиков являются известные компании Bomag, Hamm, Ammann, Dynapac.
Отечественные производители предлагают следующие модели грунтовых катков: ОАО «Раскат» RV-13DT и RV-15DT, ООО «Дормашина» ДМ-62, ООО ПКФ «Магистраль» МС-85. Масса указанных машин российских производителей 13-15 тонн.
Это вибрационные, гидравлические, полноприводные машины. Катки с механической или гидромеханической коробкой передач в России не производятся. Оборудование вальца кулачками производится с помощью бандажа.
Отличительной особенностью катка МС-85 является возможность комплектовать его сменными гладкошинными колесами для работы на асфальте.
Можно отметить в линейках предложений российских производителей наличие прицепных грунтовых катков массой от 5 до 8,5 тонн.
Российский рынок, несмотря на некоторое снижение спроса, продолжает оставаться одним из самых привлекательных для производителей дорожно-строительной техники.
При создании статьи использован материал MB Bureau